Главная
Новости
О нас
Наши собаки
Щенки
Предыдущие пометы
Услуги
Статьи
Увлечения
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
Ссылки
English

 

Кликер тренинг

В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков - дрессировщиков собак. Однако последние несколько лет в связи с бурным развитием в России досуговых видов дрессировки – аджилити, фристайла, фрисби в среде дрессировщиков стали мелькать непонятные термины: кликер и оперантное научение.

Кликер-тренинг - это система дрессировки с использованием положительного подкрепления. Данная система основывается на оперантном научении - системе научных принципов, описывающих такое развитие поведения, при котором животное "воздействует" на окружающую среду, а не наоборот. Кликер-тренинг на самом деле не зависит ни от щелкающего прибора (кликера), ни от лакомства. Кликер-тренинг зависит от подкрепления - всего, что любит собака (игрушки, ласка и т.д.), и своевременности такого подкрепления, что, в свою очередь, обеспечивает передачу информации между дрессировщиком и животным. Мы начинаем с кликера и лакомства, так как они являются отличными приспособлениями для дрессировки, как с точки зрения человека, так и с точки зрения собаки. Как техническое устройство кликер представляет собой небольшой механический или электронный прибор – звуковой генератор, воспроизводящий щелчок. А щелчок используется как условное положительное, чаще всего пищевое, подкрепление. Говоря языком психологов, лакомство, ласка или другое удовольствие - это безусловное подкрепление - что-то, чего животному хочется даже без специального обучения. Условное подкрепление - это то, чего животному хочется в результате обучения.

Почему условное подкрепление так важно? Что получится, если вы попытаетесь научить дельфина по команде выполнять простой прыжок по направлению от вас, не используя свисток? Во-первых, вам скорее всего не удастся сделать так, чтобы животное получало рыбу, находясь в прыжке; поэтому, какой бы прыжок оно ни сделало, оно либо получит рыбу позже, либо не получит ее вообще. Поэтому оно не сможет понять, почему вы вознаградили этот прыжок, а не другой, и что вам понравилось в этом прыжке. Высота? Или, может быть, взлет и приземление? Чтобы выработать прыжок определенной высоты, продолжительности и направления, вам придется устранять неточности методом проб и ошибок, повторяя упражнение множество раз. Если вам повезет, животному (и дрессировщику!) не станет скучно до того, как оно научится выполнять упражнение правильно и надежно. Из-за описанного недостатка информации дрессировщик, который использует лакомство и не использует условного подкрепления, предвещающего появление лакомства, получает животное, которое энергично работает (пока оно голодно), но медленно обучается. Мы видим это в собаках, которых награждали большим количеством лакомства, не давая им никаких ясных сигналов, почему; такие собаки часто кажутся активными и дружелюбными, но они ничего не знают. Щелчок кликера был выбран в качестве механизма для условного подкрепления по ряду причин.
Во-первых, это необычный звук, который ни с чем не спутаешь, и который в обычной жизни собака никогда не услышит.
Во-вторых, сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, которые трудно повторить дважды одинаково.
Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).
Кликер очень быстро издает звук, поэтому мы очень точно можем указать собаке, какой именно движение или действие нам понравилось.
И это не такая второстепенная вещь как может показаться на первый взгляд. При отработке новой команды, например «рядом», очень часто мы поощряем собаку (вербально или лакомством) в тот момент, когда она уже отвлеклась, переключилась на другое действие и т.д. Допустим, вы учите молодую собаку команде рядом. Собака прошла с вами несколько шагов на провисшем поводке, вы решили поощрить ее за это, но пока эта мысль промелькнула у вас в голове, пока вы полезли в карман за лакомством, собака уже вновь натянула поводок и получила лакомство именно в этот момент. С точки зрения собаки вы поощрили ее за натянутый поводок. После чего следует рывок поводка и собака приходит в полное недоумение – сначала она получила поощрение, а потом за то же действие рывок поводком. Проходит очень много времени, прежде чем она разберется что к чему. Кликер позволяет избежать этой неприятной ситуации. Неважно, что делает собака в тот момент, когда получает лакомство, важно то, что она делала когда раздался щелчок кликера.

Кликер-тренинг отличается от преобладающих в России вариантов контрастного метода обучения. Главные его отличия состоят в следующем:
Отсутствие наказания - обучаемый не выполняет поведение от страха, чтобы избежать наказания. Обучаемый "работает" только, чтобы заслужить подкрепление.
Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок - только, чтобы животное не убежало). Развитие творчества обучаемого. К минимуму сведены подсказки. Обучаемый предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.

Научится дрессировке с кликером очень просто. Сначала у собаки вырабатывается условная реакция – щелчок-корм. Несколько дней в самых разных ситуациях вы кликаете и даете лакомство просто так. Ваше первое занятие может занять лишь несколько минут, но на эти несколько минут вам необходимы тишина и спокойствие. Выберите такое место, где нет отвлекающих раздражителей, а вы оба чувствуете себя уверенно. Приготовьте 20 - 30 кусочков очень вкусного лакомства, причем лучше всего использовать такое лакомство, которое собаке не придется жевать – сыр, мясо или печенка. Кусочки должны быть маленькими, примерно размером с горошину. Будьте готовы передвигаться по помещению в процессе дрессировки; не сидите все время на диване. Если вы двигаетесь, собаке будет легче тоже начать двигаться. Когда реакция на щелчок кликера сформирована (собака, услышав щелчок начинает суетиться в поисках лакомства) можно переходить ко второму этапу – разучиваете фрагменты нужного поведения без всяких команд. Постепенно, как мозаику, собираете целостную картину поведения.

Например, чтобы научить собаку выполнять кувырок лежа (вокруг продольной оси), мы выделяем следующие фрагменты: лежащая собака поворачивает голову, повернув голову ложится набок, ложится на спину, выполняет кувырок. Вначале мы подкрепляем лишь поворот головы в сторону. Когда это поведение становится стабильным, мы повышаем критерий: перестаем кликать только за поворот головы. Дождавшись, когда после поворота головы собака делает такое движение, как будто пытается прилечь на бок, мы подкрепляем это движение. Добиваемся стабильности. Повышаем критерий. И так - до тех пор, пока целостное поведение не будет в основном соответствовать желаемому. Третий этап - подводите уже сформированное поведение под стимульный контроль - иначе говоря, "привязываете" его к сигналу (команде, жесту, и т.п.) Когда дрессировщик решил взять поведение под стимульный контроль, он перестает подкреплять это поведение без команды. А поведение, предложенное после команды, подкрепляется. Крайне важно правильно определить правильно момент времени для взятия поведения под стимульный контроль. Типичная ошибка новичка - делать это преждевременно. Нужный момент для взятия поведения под стимульный контроль определяется по двум параметрам. Во первых, обучаемый начинает часто и регулярно предлагать данное поведение. Во вторых, должно быть закончено последовательное формирование поведения из фрагментов. После этого можно перейти к вариабельному режиму подкрепления, т.е. случайным образом подкреплять нужное действие. Здесь кроется одна из самых распростаненных ошибок, которые обычно допускают при обучении кликер-дрессировке. Вариабельное поощрение означает, что случайный характер носит щелчок кликера, а не дача лакомства после него. Другими словами вы можете щелкать или не щелкать, но если щелчок прозвучал – собака обязательно должна получить лакомство.

И в заключение несколько советов от Карен Прайор:

1. Всегда сначала щелкайте, а затем давайте лакомство

В этом виде дрессировки вам не нужно держать лакомство перед собакой, каким-либо образом приманивая ее. Неважно, что делает ваша собака В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ПОЛУЧАЕТ ЛАКОМСТВО. Ваша собака запомнит, что она делала В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА УСЛЫШАЛА щелчок. После того, как вы щелкнули, вы можете позволить собаке прекратить выполнение действия, дать лакомство, а затем вернуться к занятиям, не вызвав этим никаких проблем.

2. Всегда щелкайте в момент выполнения действия

Щелчок - это своего рода акустический указатель; он доходит до нервной системы животного, сообщая: "То, что делает твое тело в этот момент, только что поощрили". Используйте поощрение только тогда, когда собака действительно выполняет нужное вам действие. Например, если вы учите собаку прыгать, не щелкайте до того, как собака сделает прыжок. Не щелкайте после окончания прыжка. Не щелкайте, если вам кажется, что она собирается прыгнуть. Щелкайте, когда собака находится в воздухе. Когда собака научится прыгать, вы сможете улучшить ее приземление, например, щелкая в момент правильного приземления. Лакомство можно дать позднее; щелчок передает нужную информацию.

3. Всегда давайте только один щелчок

Боритесь с искушением сделать несколько щелчков - щелк-щелк-щелк - за особенно хорошее выполнение навыка. Решающую роль играет время, когда прозвучал щелчок; именно он показывает животному тот момент, который вам особенно понравился. Если вы щелкаете снова и снова, животное не сможет сказать, какой из щелчков несет смысловую нагрузку, и выполнение навыка не улучшится. Более того, ваш питомец может решить, что имеет смысл работать только за многократные щелчки.

4. Не используйте кликер, чтобы привлечь внимание собаки или заставить ее подойти к вам

Конечно, сначала это сработает. Если у вас были проблемы с этими вещами, реакция собаки может послужить подкреплением для вас, и у вас будет искушение попробовать это еще и еще раз.

5. Не пользуйтесь кликером для того, чтобы подбодрить собаку или в качестве сигнала к началу занятия

Вы всегда должны думать: "Что я на самом деле поощряю?" Если собака колеблется, или отстает от вас, и вы щелкаете чтобы подбодрить ее, вы поощряете колебание или медлительность. Щелкайте только в том случае, если вас устраивает работа собаки.

6. Используйте лакомство правильного вида и размера для вашего питомца

Вот несколько правил здравого смысла касательно лакомства:

• Начинайте занятие, когда ваш питомец голоден. Многие владельцы собак проводят пятиминутные занятия перед тем, как дать собаке завтрак или обед.
• Лакомство должно быть частью общего объема еды, которую получает ваш питомец; если вы используете много лакомства, нужно слегка уменьшить ежедневную порцию еды, которую получает ваш питомец.
• Сначала, пока вы и ваш питомец учитесь этой новой игре, используйте очень любимое, вкусно пахнущее лакомство, а не приевшийся готовый корм.
• Занятия должны быть развлечением. Всегда перемежайте сложные задания несколькими легкими.
• Занятия не должны идти от старого легкого материала к новому и трудному - это замечательный способ приучить вашего питомца ненавидеть занятия и стараться побыстрее их закончить (помните ужасные уроки музыки из своего детства?) Всегда заканчивайте занятия каким-нибудь легким и веселым заданием, на котором животное совершенно точно заработает поощрение.
• Как только у вашего питомца выработается новый навык или задатки нового навыка, перестаньте поощрять каждое правильное его выполнение. Вместо этого поощряйте щелчком и лакомством каждое второе выполнение навыка, затем каждое третье. Мы называем это "уценка: два по цене одного". Если вы сделаете это, ваш питомец не "забудет" навык: на самом деле, после нескольких подкреплений по "правилу уценки" навык становится прочнее.

7. Занятия должны оставаться короткими и разнообразными; не отрабатывайте одну и ту же вещь снова и снова

Занимайтесь понемногу. Три пятиминутных занятия принесут больше пользы, чем три получасовых, от которых устанете и вы, и ваш питомец. При работе по методу кликер-тренинга вам не нужно "долбить" или отрабатывать навык, чтобы он "дошел" до собаки. Опытные дрессировщики - приверженцы "коррекционной" дрессировки зачастую бывают изумлены, обнаружив, что навык, выработанный путем формирования и подкрепления, не исчезает. С помощью кликера вы можете общаться со своим питомцем, а он запомнит все, что вы ему сообщили, и с удовольствием выполнит тот или иной навык, даже если между занятиями пройдут несколько дней, недель или месяцев.

8. Если уже сформированный навык неожиданно "распадается", вернитесь в "детский сад"

Иногда изменение условий бывает более заметно для животного, чем мы предполагаем. Например, собака, которая великолепно ходит рядом или идеально подходит на подзыв, находясь в доме или в своем дворе или в дрессировочной школе, может вести себя так, как будто она никогда не слышала подобных команд, оказавшись в незнакомом месте. Не ругайтесь! Вместо этого, ведите себя так, как будто вы никогда не отрабатывали данный навык, вернитесь к первому этапу, который вы поощряли, даже если это было "Подойди с расстояния одного метра, и получишь щелчок и кусочек жареной курицы". Затем продолжайте, повышая уровень сложности, как вы делали при выработке навыка, но в новых условиях. (В целях безопасности, вы можете пристегнуть собаку на поводок).

Мы называем это "возвращением в детский сад". Иногда подобное быстрое повторения процедуры формирования навыка - все, что нужно для восстановления навыка в новых условиях. Оно может потребовать одного занятия, или нескольких, но обязательно будет проходить значительно быстрее, чем при первичной выработки навыка. Не забудьте дать собаке "джекпот", состоящий из очень вкусного лакомства, если навык вернется за одно занятие!

10. Заканчивайте занятия, пока вы делаете успехи

Всегда есть искушение, добившись великолепного выполнения, попытаться получить его снова и снова, пока объект не сделает ошибку и не произойдет срыв навыка. Научитесь останавливаться на положительном результате. Пусть ваш питомец почувствует успех. Если вы не достигаете успеха, и хотите закончить занятие, вернитесь к какому-нибудь легкому заданию, где ваша собака точно заработает поощрение, и на этом остановитесь.

11. Веселитесь!

Если вы чувствуете, что начинаете разочаровываться или злиться, остановитесь немедленно. Этой дрессировкой нельзя заниматься, находясь в раздраженном состоянии. Дрессировщик Кэтрин Кроумер говорит, что наиболее важное средство дрессировки при помощи поощрения - чашка чая. Не показывайте ваше раздражение собаке; это научит ее только тому, что вы непредсказуемы.

Елена Малиновская